Форум сайта Gnostik.ru

"Говорите об истине с ищущими ее и о знании с согрешившими заблуждением." (Евангелие Истины)

Вы не вошли.

Объявление

К сведению новичков: регистрация на гностическом форуме подразумевает, что вы либо уже обладаете, либо активно желаете приобрести познания о Гнозисе. Рекомендуем перед тем, как вступать в дискуссии, хотя бы минимально ознакомиться с исследованиями по теме, например с работой Алексеева "Античное христианство и гностицизм". Голословные и апологетически-догматические утверждения категорически не приветствуются и могут повлечь за собой блокировку либо удаление аккаунта.
Сторонникам иных Путей с уважением напоминаем, что данный форум посвящен исключительно гностическим учениям, и убедительно просим не флудить.
Аккаунты попов, ментов и прочих агрессивных пророков демиурга удаляются немедленно.

#1 16.07.2009 23:58

Винки
Участник
Откуда Санкт-Петербург
Зарегистрирован: 01.07.2009
Сообщений: 195

Сенека

Сенека Луций Анней

НРАВСТВЕННЫЕ ПИСЬМА К ЛУЦИЛИЮ
(«АСТ», Москва, 2004)

1. Удержишь  в руках сегодняшний день – меньше будешь зависеть от завтрашнего.

2. Есть наслаждение в том, чтобы совершенствовать ее (душу), но совсем иное наслаждение ты испытаешь, созерцая дух, свободный от порчи и безупречный.

3. Пусть изнутри мы будем иными во всем – снаружи мы не должны отличаться от людей.

4. Будем делать все, чтобы жить лучше, чем толпа, а не наперекор толпе, иначе мы отпугнем от себя и обратим в бегство тех, кого хотим исправить.

5. Как одна цепь связывает стража и пленного, так страх и надежда, столь несхожие между собой, приходят заодно: вслед за надеждой является страх. Я и не удивляюсь этому: ведь оба они присущи душе неуверенной, тревожимой ожиданием будущего. А главная причина надежды и страха – наше неуменье приноравливаться к настоящему и привычка засылать свои помыслы далеко вперед. Нас же мучит и будущее и прошедшее.

6. Нет врага хуже, чем толпа, в которой ты трешься. Каждый непременно либо прельстит тебя своим пороком, либо заразит, либо незаметно запачкает… Утром люди отданы на растерзанье львам и медведям, в полдень – зрителям.

7. Чужое, что по нашему хотенью вдруг свалилось нам. Или же: все, что нам дано, может быть и отнято.

8. Смысл перевода слова ἀπάθεια «терпеть» означает «неуязвимая душа», «душа, недоступная для любого страдания».

9. Мудрому довольно самого себя, чтобы жить блаженно. Для жизни ему многое потребно, а для блаженства – только высокий и здоровый дух, презирающий фортуну.

10. Ведь до чего люди безумны! Шепотом возносят они богам постыднейшие мольбы, чуть кто приблизит ухо – смолкают, но богу рассказывают то, что скрывают от людей.

11. Живи с людьми так, будто на тебя смотрит Бог. Говори с Богом так, будто тебя слушают люди.

12. Не столь многое мучит нас, сколь многое пугает, и воображение доставляет нам больше страданий, чем действительность. Мы либо сами увеличиваем свои страдания, либо выдумываем их, либо предвосхищаем.

13. Старинное наставление называет три вещи, которых надо избегать: это – ненависть, зависть и презрение. А как этого добиться, научит только мудрость. Тут бывает трудно соблюсти меру: нужно опасаться, как бы, страшась зависти, не вызвать презрения, как бы не желая, чтобы нас топтали, не дать повода думать, будто нас можно топтать. Многим пришлось бояться оттого, что их можно было бояться. Так что будем умеренны во всем: ведь так же вредно вызывать презренье, как и подозренье.

14. Кто умирает таким же безмятежным, каким родился, тот постиг мудрость.

15. Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Кто умен и искусен, тот, смотря по обстоятельствам, одно отвергнет, другое выберет. Однако он не боится того, что отвергает, и не восхищается тем, что выбирает.

16. Но чтобы добродетель была совершенной, нужно вот что: пусть будет твоя жизнь равна себе, пусть ничто в ней не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющего познать божеское и человеческое. Таково высшее благо.

17. Не сделает тебя блаженным ни сила, ни красота: и то, и другое уступает старости. Нужно искать нечто такое, что не попадет день ото дня под власть, не знающую препятствий. Что же это? Душа, но душа непреклонная, благородная, высокая. Можно ли назвать ее  иначе как богом, нашедшим приют в теле человека? Такая душа может оказаться и у римского всадника, и у вольноотпущенника, и у раба. Что такое римский всадник, вольноотпущенник, раб? Все это – имена, порожденные честолюбием или несправедливостью. Из тесного угла можно вознестись к небу – только воспрянь
                                                                  и дух свой
                                                     Бога достойным яви.

18. Избежать неизбежного нельзя – его можно только победить. Если хочешь не знать ущерба, нужно быть безмятежным, счастливым и, главное, свободным.

19. В нас заключен некий божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного. Кто без помощи Бога может возвыситься над фортуной? Он дает нам благородные и правдивые советы.

20. Хвали в нем (человеке) то, что нельзя ни отнять, ни дать, что принадлежит самому человеку. Ты спросишь, что это? Душа, а в ней совершенный разум.

21. Начало и конец блаженства в жизни – безмятежность и непоколебимая уверенность.

22. Покажи мне, кто не раб. Один в рабстве у похоти, другой – у скупости, третий – у честолюбия, и все – у страха.

23. Насколько же легче принимает форму наш дух, гибкий и еще менее упругий, чем любая жидкость!

24. Что такое свобода? Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая.

25. А с теми болезнями, что поражают душу, все обстоит наоборот: каждый, чем больше ими страдает, тем меньше это чувствует. Кто спит неглубоко и в дремоте видит какие-то образы, , тот иногда во сне понимает, что спит, а тяжелый сон прогоняет даже сновидения, и душа так глубоко в него погружается, что сама себя забывает. Проснемся же, чтобы изобличить наши заблуждения.

26. Для глупости нигде нет покоя: сверху и снизу подстерегает ее страх, все, что справа и слева, повергает ее в трепет… А мудрец защищен от любого набега вниманьем [признак действующей воли]: пусть нападает на него хоть бедность, хоть горе, хоть бесславье, хоть боль – он не отступит, но смело пойдет им навстречу и пройдет сквозь их строй.
Мудрец полон радости, весел и непоколебимо безмятежен. А теперь погляди на себя. Если ты не бываешь печален, если никакая надежда не будоражит твою душу ожиданием будущего, если днем и ночью состояние твоего духа, бодрого и довольного собою, одинаково и неизменно, значит, ты достиг высшего блага, доступного человеку. 

27. У фортуны руки не так длинны, как мы думаем: ей не схватить никого, кроме тех, кто льнет к ней. Так будем держаться от нее, как можно дальше – это удастся сделать, только познав себя и природу. Пусть каждый знает, куда он идет и откуда взялся, что для него хорошо, что плохо, чего он ищет и чего избегает, что есть разум, отличающий то, к чему должно стремиться от того, чего следует бежать, укрощающий безумие желаний и смиряющий жестокость страхов.

28. Говоря «бедность», имеют в виду не наличие, а отсутствие, или, как говорили в старину, небытность: не то, что есть, а то, чего нет. Из многих пустых кувшинов ничего не наполнишь.

29. Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, она – наставница души.

30. То, на что ты жалуешься, для всех одинаково, дать что-нибудь легче никому невозможно, но кто хочет, может сам себе все облегчить. – Чем? – Спокойствием духа.

31. Ведь и божественный разум стоит во главе всего и ничему не подчинен, и наш разум, происходящий от него, таков же. Если в этом мы согласны, то непременно согласимся и в другом: блаженная жизнь заключается в том, чтобы наш разум был совершенен. Ведь он один не порабощает души, противостоит фортуне, охраняет нашу безопасность, как бы ни сложились обстоятельства. В этом – единственное нерушимое благо.

32. Что есть блаженная жизнь? Безопасность и постоянное спокойствие.

33. Только рожденное из самого себя надежно и прочно, оно растет и остается с нами до конца, а прочее, чем восхищается толпа – это благо на день.

34. Благо делается благом в сообществе с честностью. Благо вытекает из честности, честность – сама себе исток.
Что же есть твое благо? Совершенный разум! Призови его к самой высокой цели, чтобы он дорос до нее, насколько может. Считай себя блаженным тогда, когда сам станешь источником всех своих радостей, когда среди всего, что люди похищают, стерегут, чего жаждут, ты не найдешь не только, что бы предпочесть, но и чего бы захотеть.

Не в сети

Подвал раздела

Работает на FluxBB 1.5.11