Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

1

Тема: русская душа

На протяжении веков многие пытались говорить и писать о «таинственной», «удивительной» и «глубокой» русской душе, объясняя это ее связью с просторами России, культурно-историческим процессом формирования русского народа, влиянием язычества и, наконец, православия. Н.А.Бердяев говорил о противоречивости русской души, которую определила сложность русской исторической судьбы, столкновение и противоборство в ней восточного и западного элемента.   
И Бердяев, и другие авторы описывали стремление русской души к богоизбранной власти, и в этом процессе большая роль отводилась православию, которое постоянно старается быть на «службе» у государства, объединиться с ним в некое целое. Поэтому «русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери… Россия ― самая не шовинистическая страна в мире… Русские почти стыдятся того, что они русские, им чужда национальная гордость и часто даже ― увы! ― чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский  не  выдвигается, не  выставляется, не презирает других.  В  русской стихии  поистине  есть  какое-то  национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам» (Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990).
    Обратим внимание на то, что одним из важных характерных признаков русской души является ее жертвенность. Также об этом можно прочитать следующее:
«Изучение лирики Ксении Некрасовой представляется в этом ракурсе чрезвычайно современным и необходимым; в этом контексте своеобразное юродство, отречение от себя во имя всех, радость и доброта  для всех, готовность принятия на себя страданий от мученичества и жертвенности ― залог спасения русской души, русской христианско-православной основательности и будущности».
(Тер-Миносян Карине Григорьевна. Художественная специфика и структура поэтического текста Ксении Некрасовой и роль фольклора в формировании образной системы, Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук, Армавир ― 2007).
    Здесь автор дополняет жертвенность стремлением к мученичеству и готовностью принять на себя связанные с этим страдания.
    Описанные качества русской души определяют ее так называемую «противоречивость» и «глубину», поскольку на Западе, например, христианство призывает людей к совершению славных дел ради других и для их спасения. На Востоке, вообще, предпочитают созерцательность и не привязку к окружающему миру, что оказывается, на самом деле, чуждым для русской души, поскольку ей также свойственна тенденция к порабощению, покорности:
«Россия ― страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти… Россию почти невозможно сдвинуть с места, так  она отяжелела, так инертна,  так ленива, так погружена в  материю, так  покорно мирится  со своей  жизнью» (Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990)
   
    Нужны ли бодрствующему человеку такие качества русской души? Очевидно, что нет, поскольку, как нам известно, душа не наследует Царства Божьего.

«Но плоть и кровь не наследуют вечности, и вечной может быть только Россия духа… И тогда возрождение России к новой жизни может быть связано лишь с мужественными, активными и творящими путями духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа, а не с натуралистической родовой стихией, вечно влекущей и порабощающей. Это ― победа огня духа над влагой и теплом душевной плоти» (Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990).
    Кроме того, что бодрствующий человек стремится к реализации Духа, Христа в себе, осознавая свой внутренний и внешний мир, он не может быть связан никакими национальными «качествами» и характерными особенностями, иначе это снова введет его в «гипнотический транс» обычного не пробужденного человека.
    Необходимо понимать, что «качества» русской души глубоко влияют на отношение людей к тем, кто достиг духовной реализации, Царства Божьего внутри себя, поскольку они их рассматривают через «призму» мученичества и жертвенности. Получается, что если вы стали бодрствующим человеком, на вас будут примерять такие «рамки» стереотипной «русской души». И, не дай Бог, вы не соответствуете этим условиям! Обычные люди даже не хотят задуматься над тем, что подлинная духовная реализация влечет не мученичество, а свободу от стереотипов, полноту Духа, гармонию, радость и покой в лоне Бытия. Истинно пробужденный человек не стремится к какой-то показной «жертвенности» или отшельничеству, поскольку весь его образ жизни теперь не связан этим миром, его ум свободен от него и настроен на Царство, Бытие.

Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов. (Первое послание к Коринфянам 2:16)
   
Это прекрасно, однако окружающие, скорей всего, вас не поймут: им нужны их обычные стереотипы, мученики, отшельники и т.п. Такая ситуация похожа на ту, в которой оказался Иисус Христос, когда Его не приняли в родном городе, не поверили в Него, поскольку Он не соответствовал ожиданиям людей, их образу Мессии.

Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил. (Евангелие от Марка 6:1-6)

Кого ожидали иудеи? Их Мессия должен был установить физическое царство на земле, а не на Небесах, изгнав всех своих врагов, используя для этого свою силу. Например, в Ветхом Завете о Мессии можно прочитать следующее:

Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. (Книга пророка Исаии 11:4)

    Для Иисуса Христа необычно употреблять такие методы, поскольку Он принес людям Любовь Агапе, которая «не мыслит зла», призывая не в физическое земное царство, а в то, что вне всех земных привязок и отношений, Божье Царство или Бытие.
Тогда перед нами встает следующий вопрос: если ожидания людей не соответствуют тому, что они видят в вас, нужно ли одевать «маску» «жертвы» и «мученика», чтобы произвести на них впечатление, следует ли им «подыгрывать»? С одной стороны, некоторые места в Новом Завете вроде бы соответствуют такому подходу.

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона ― как чуждый закона, ― не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, ― чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
(Первое послание к Коринфянам 9:19-23)

    Однако давайте внимательно посмотрим на этот текст. Во-первых, апостол Павел утверждает о своей свободе от всех! Следовательно, его дальнейшие действия не являются каким-то «законом» для других. Это просто пример отношения апостола к проповеди Евангелия. Ради такой цели он и был с другими «наравне», говорил с ними на их языке, тем не менее, нигде нет упоминания о том, что он потакал чьим-то привычкам, рабски следовал за ними, боясь испортить этим людям настроение. Нет! Павел временно становился таким же, как и окружающие его люди, преследуя только одну цель ― проповедь Евангелия.
    Если вернуться к описанному выше примеру неприятия Иисуса Христа в Его родном городе, поскольку Мессию народ представлял иначе, то неужели Христос побоялся задеть их чувства, эмоции, представления? Совсем нет. Он направился в окрестные селения и занялся тем, что считал нужным, невзирая на мнение окружающих. Он ни разу не подчинился мнению толпы и не стал похожим на того земного Мессию, которого люди ожидали.
Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один. (Евангелие от Иоанна 6:15)
   
Иисус не собирался подчиняться желанию толпы прославить Его, возвысить, сделать царем и сразу удалился таких людей. Однако по понятиям народа Мессия должен был возглавить народ и повести его к освобождению от римского владычества.

Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Евангелие от Луки 5:33,34)

Иисусу ставили в вину то, что Он не учил Своих учеников соблюдению обрядов, принятых в том обществе, и это вызывало недовольство многих религиозно настроенных людей, которые не задумывались над тем, служить ли действительно Богу или угождать общераспространенному мнению.
Иисус Христос не подпитывал стереотипы человека, а, наоборот, разрушал их, донося весть о бодрствовании и пребывании в Царстве Божьем здесь и сейчас. Поэтому люди и проголосовали за смерть Иисуса на кресте, подчинившись требованию своих религиозных вождей: им нужен был другой Мессия!
    Вот почему бодрствующий человек не связан мнением окружающих, к тому же, «на всех не угодишь». Необходимо действовать исходя из конкретной ситуации, имея перед собой цель: проповедь бодрствования и Царства внутри нас. Здесь нет готовых рецептов, каждый при желании найдет наилучший способ, как это реализовать. Однако, в любом случае, не может быть какого-либо потакания стереотипам людей, заигрывания с ними из боязни задеть их чувства, ожидания или испортить им настроение. Если в нас «ум Христов», то и поступать мы будем так, как Он.

2

Re: русская душа

МОя русская душа тянется к теплу.
Потому что на мороз и солнце день чудесный хорошо смотреть из своего автомобиля тепленького, а не стоя на остановке в пуховичке.
Я голосую за тепло, которого нет.


Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

3

Re: русская душа

Отличная статья.

Не ставьте себе закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им...
                                                                                              Евангелие от Марии