Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

1

Тема: Novecento. Прокляты и забыты

История знает немало примеров взлета человеческого разума и духа, в результате которых рождались религии и великие учения, философские доктрины и политические практики, одним своим появлением менявшие судьбы государств и народов. Некоторые из них актуальны по сей день, некоторые незаслуженно забыты. А некоторые забыты умышленно. Одному из таких учений и посвящена эта статья.

Манихейство

Я ненавижу этот мир. Мне ненавистен весь подлунный ад, где живые существа копошатся в грязи земной суеты. Где, обуянные гордыней, чудища лезут по головам ближних наверх, чтобы насытить свое тщеславие. Несправедливость, тление и уныние царствуют под безжалостными лучами злобного солнца. Прекратите валяться в грязи материального мира, похрюкивая от удовольствия, как нечистые свиньи.

Жарким летом 276 года жители города Гундешапура, столицы могущественного государства Сасанидов, были поражены чудовищным зрелищем. На главных воротах города висело набитое соломой чучело из человеческой кожи. Даже потрескавшееся от жары и почерневшее, лицо адской куклы сохраняло знакомые всем черты. Так закончил свою жизнь пророк Мани – создатель уникального учения, влияние которого на человеческую историю сопоставимо с влиянием крупнейших мировых религий.
Чем заслужил этот человек такую страшную смерть?
О личности самого Мани достоверно известно не так много. Родился он то ли в Ктесифоне, то ли где-то в Вавилонии около 217 года н.э. Мать его происходила из знатной парфянской семьи, отец же был по одним источникам персом, по другим – арамеем. Неизвестно даже подлинное имя Мани – прозвище «Мани» – по-арамейски «сияющий», «несущий свет», он дал себе сам.
До создания своего собственного учения, Мани, по всей видимости, принадлежал к одной из бесчисленных гностических сект, заполнивших тогда весь Ближний Восток. На формирование его мировоззрения оказали воздействие практически все религии и философские течения региона – от древневавилонских культов и зороастризма до буддизма и даже индуизма.
Трудно представить как, но уже к 24 годам Мани удалось создать из всего этого пестрого конгломерата стройное, внутренне непротиворечивое учение. А в 26 лет он произнес свою первую проповедь.
Надо заметить, что уже в этом Мани проявил себя, выражаясь современным языком, как гениальный политтехнолог, выбрав для проповеди самое подходящее время и место – коронацию шахиншаха Шапура I. И неважно, что речь вышла короткой. Главное было сказано и услышано: «Я мессия земли Вавилонской. Я пришел как приходили до меня Будда в Индии, Зороастр в Персии и Иисус в землях Запада».
После этого выступления, по понятным причинам, он был вынужден на несколько лет покинуть родину. За это время он окончательно отшлифовал своё учение, активно проповедуя в Индии, находя всё новых и новых сторонников. Его эмиссары разъехались по всему миру – в Туран, Египет, даже Рим.
Триумфальному возвращению в Иран способствовала еще одна выдумка Мани, намного опередившая своё время. Шапуракан – конспективная версия доктрины, выполненная в наглядной форме современной презентации, последовательно нашла дорогу сперва к сердцу принца Пероза, а затем и самого великого шахиншаха. Так манихейство наряду с зороастризмом стало официально признанной религией Сасанидской державы.
Не умаляя заслуг грамотного пиара, все же столь небывалым успехом учение Мани было обязано в первую очередь своей содержательной стороне.
Как и в большинстве религий, в основе манихейства лежит принцип дуализма – наличие в мире двух противоположных сил. Ахурамазда и Ариман, Бог и Дьявол – таких пар немало. В манихействе они не персонифицированы, а обозначены просто как Свет и Тьма. Свет не всемогущ и ограничен равной ему по силе Тьмой. В царстве Света царят гармония и согласие: бесплотные сущности славят своего создателя, паря над бескрайними равнинами, где молочные реки текут в кисельных берегах. В царстве Тьмы наоборот – в адском круговращении имеющие плотскую оболочку демоны (архонты) ведут бесконечный бой каждый за себя.
Два мира находились в равновесии до тех пор, пока демоны не добрались до верхнего предела, до границы царства Света. Одного взгляда им хватило, чтобы проникнуться непреодолимым желанием завладеть этим великолепием. Баланс между Светом и Тьмой оказался под угрозой.
Для защиты своего царства, Свет оказывается вынужден тоже создать нечто плотское – Первочеловека. Важно отметить, что Первочеловек этот не имел ничего общего с человеческим родом, происхождение которого совершенно иное. Это воин, облаченный в сияющие доспехи, являющиеся по сути квинтэссенцией света и абсолютного добра.
Первочеловек в чудо-доспехах вступает в сражение с демонами и терпит жестокое поражение. Обломки его доспехов разлетаются по миру.
С этого момента темные и светлые элементы перемешались и настал хаос.
Для восстановления статус-кво и возвращения утраченных частиц Света – обломков доспехов Первочеловека, создается вторая сущность, второй воин, именуемый в манихейских текстах «Дух живой». Он отправляется в царство тьмы и устраивает форменную «зачистку» – карательную операцию с конфискацией. Из наиболее крупных освобожденных фрагментов светоносных доспехов создаются Солнце и Луна, а из тел пораженных демонов – Земля. Часть демонов добровольно отдает присвоенные частицы Света, порождая растения и некое подобие животных.
Вроде бы цель достигнута. Ан нет. Тела архонтов, из которых была создана Земля, пусть в остаточном количестве, но содержали в себе частицы Света. Более того, заведшиеся на земле растения своими корнями отыскивали их, накапливая в себе. В свою очередь порождения сдавшихся демонов, поедая растения, вместе с их листьями и почками обретали и светоносные частицы. И вот тут начинается самое интересное.
Тьма, осознавая, что у нее остался еще шанс удержать хотя бы остатки Света, решает создать своё индивидуальное творение, плотское хранилище для большинства оставшихся на Земле частиц Света.
Для осуществления задуманного, избираются два демона – Ашкалун и Намраэль, мужского и женского пола соответственно. Они пожирают всех уродцев, заполнивших Землю, концентрируя в себе содержавшиеся в них частицы Света. Затем вступают в интимную связь, порождая первую пару людей, к роду которых и переходит весь накопленный демонами запас светоносных частиц.
Таким образом, в манихействе в отличие от всех религий, человек является не творением высшего божества («образом и подобием Божьим»), чем-то противоположным – плодом соития демонов-канибалов.
Являясь порождением Тьмы, первые люди пребывали в неведении относительно содержащихся в них частиц Света. И тут вновь приходит очередь Первочеловека. Своим дыханием он пробуждает к жизни Свет, содержащийся в первом человеке, даруя ему знания о ведущейся борьбе между Светом и Тьмой, и главное – о том, что люди и являются носителями того утраченного света, из-за которого вся борьба и ведется. Откровение это фактически означало, что теперь битва между Светом и Тьмой переносится из макрокосма (где она фактически завершилась) в микрокосм, а именно в души людей.
Собственно борьба за пробуждение людей, за победу Нового человека, человека пробудившего Света над человеком Ветхим, человеком Тьмы и невежества, человеком спящего Света и является, согласно учению манихеев, содержанием современного этапа противостояния двух вечных сил.
В конце - стандартный Армагеддон. Новые люди – в царство Света, «непобедимо спящие» – в царство Тьмы. Единственно, надо отметить, что результатом манихейского Армагеддона станет не победа Света над Тьмой, а восстановление первоначального положения вещей – разделение (на сей раз окончательное) царств Света и Тьмы, достижение равновесия и гармонии в мире.
Даже из этого краткого обзора (сознательно исключена масса непринципиальных персонажей) видно, что манихейство состоит из двух частей, отличающихся друг от друга степенью проработки и оригинальности.
Одна напоминает конструктор, собранный из различных деталей. Так, жесткий дуализм роднит манихейство с зороастризмом, культ знаний и просвещения – с гностиками, образ «страдающего Бога» и схожая эсхатология – с христианством, признание наличия Света в каждом живом существе – с индуизмом и джайнизмом, необходимость Тьмы как элемента мирового равновесия и обретение сверхчеловеческого (подлинно человеческого) статуса через постижение человеческой сути и постоянное самосовершенствование – с буддизмом и даосизмом. Всё это, а также то, что Мани признавал как минимум равными себе пророками Заратустру, Христа и Будду (и не только их, например, еще Еноха) делало манихейство чрезвычайно привлекательным для адептов других религий и в значительной мере объясняло его «всеядность» и как следствие - необычайную широту распространения: от Западной Европы до Китая.
Однако невозможно отделаться от впечатления, что многочисленные заимствования и красоты манихейства – сознательно сделанная броская упаковка, призванная «помочь продать» его главное содержание.
Единственным незаимствованным элементом учения Мани, той сутью, которую он пытался донести до своих последователей является новый взгляд на происхождение и природу человека, а значит – на принципы и сам смысл человеческого существования.
Как указывалось выше, согласно манихейству, человек хоть и содержит в себе частицы Света, изначально является порождением Тьмы. То есть, человек обыкновенный, человек спящего Света является для манихеев как бы нулевой точкой отсчета. К нему даже неприменимо понятие греха – куда же пасть ниже, чем быть результатом соития двух демонов-канибалов? Какие вообще моральные требования можно предъявлять этому существу?
Вместе с тем, Мани декларирует возможность и даже необходимость выхода из этого состояния, вводя понятие Нового человека, человека пробудившегося Света. Указывается и путь становления этого человека как акт духовной победы над человеком изначальным. «Человек есть нечто, что следует преодолеть». Под этими словами Ницше подписался бы каждый манихей.
Чтобы победить Ветхого человека и пробудить спящий Свет необходимо в первую очередь осознать мир как поле битвы, осознать себя (и других) как участника этой великой битвы, а затем направится единственно достойным подлинного человека путем – путем Света: путем борьбы, путем постоянного самопознания и самосовершенствования. Причем совершенствования как духовного, так и интеллектуального. Да-да! Накопление знаний рассматривалось в манихействе как необходимая составляющая движения к Свету, как процесс накопления светоносных частиц, если угодно – как работа по созданию подобия светоносных доспехов Первочеловека – твоего оружия против сил Тьмы. В этом смысле манихейство было религией просвещения, ибо не только дух отличает Нового человека от человека Ветхого, но и его знания, сила его разума.
Принципиально важно и то, что путь пробуждения не закрыт ни для кого. В отличие от гностицизма с его антропологическим элитаризмом – априорным разделением людей на способных к сакральному познанию и неспособных, манихейство признает принципиальную возможность пробуждения Света в душе каждого, независимо от его пола, социального статуса или национальности. Таким образом, каждый человек несет личную ответственность за сделанный (или не сделанный) выбор.
Путь не закрыт, однако полно тех, кто не идет по нему. Как относится к ним? Ключ к ответу содержится в одной из немногих сохранившихся цитат Мани: «Любая слабая душа, которая не приняла надлежащей ей истины, погибнет, и не будет ей блаженства». Речь, разумеется, не идет ни о каком уничтожении, имеется в виду, что человек не захотевший (или не сумевший) идти путем Света, обречен постоянно ощущать свою заброшенность, тоску, пустоту и бессмысленность своего существования. В общем, отношение к таким «могильникам спящего Света» было скорее презрительно-сожалеющим, чем агрессивно-негативным. Впрочем, были и другие варианты. Индийские общины манихеев, творчески восприняв учение о Карме, считали, что люди могут не только накапливать, но и утрачивать светоносные частицы. Например, вследствие неблаговидных поступков, нравственной и умственной деградации. По мере утраты светоносных частиц, человек как бы сползает по эволюционной лестнице. И если индуизм полагает, что проявится это лишь при реинкарнации (перерождении), то индийские манихеи воздавали должное таким «людям» уже при жизни, снимая с себя всякие моральные ограничения в отношении их.
Образ жизни манихея проистекал из двоякой задачи, стоящей перед ним. Это накопление в своей душе частиц Света (посредством самосовершенствования и соблюдения предписанных каноном поведенческих норм) и постоянная деятельность по пробуждению Света в душах других.
Эта проповедь, «научение» составляет, по сути, основную религиозную деятельность манихеев, видевших свою главную задачу в убеждении максимального количества душ следовать путём Света. При такой проповеднической активности, нет ничего удивительного в том, что едва возникнув, манихейство стремительно распространяется по всей Европе, Северной Африке и Малой Азии, в последствии проникая в Китай, Тибет и даже на Тайвань.
И это не взирая на жестокие преследования, которым подвергалось манихейство на протяжении всего своего существования. Император Диоклетиан в указе 296 года велел преследовать манихеев, дабы «вырвать с ветвями и корнями отвратное и нечестивое учение». Его предводителей и проповедников полагалось сжигать вместе с их книгами, а последователей - отправлять на каторгу с конфискацией имущества. Валентиниан I и Грациан, хотя и не преследовали другие секты, для манихеев сделали исключение. Теодосий I эдиктом 381 года лишает манихеев гражданских прав, а в следующем году назначает смертную казнь за исповедание этой религии. Гонорий в 405 г. подтверждает указ своего предшественника. То же самое делают Юстин и Юстиниан, причем не только в отношении действующих манихеев, но и в отношении тех, кто отрекся, но продолжал поддерживать контакты со своими бывшими единоверцами. В Африке король вандалов Гунерик (477-484) счел манихейство опасным и в очередной раз расправился с его последователями. Даже в веротерпимом Китае манихеям приходилось мимикрировать под даоские секты (два манихейских текста вообще вошли в даоский канон).
Как правило, гонения эти объясняются неприятием манихейства доминирующими религиями. Действительно, включив в свой канон элементы множества религий, манихейство автоматически попало в разряд ереси для каждой из них (ересь – это не бред, а отклонение от официального догмата). Гибель самого Мани была так же вызвана жалобой жрецов зороастрийцев новому шахиншаху Бахраму I.
Однако действительность гораздо сложнее - обвинение в ереси быстро трансформировалось в обвинение в антигосударственной деятельности – возмущении спокойствия в царстве с целью его разрушения. В дальнейшем такие обвинения в адрес манихейства как написанные под копирку повторялись во всех частях света.
Хотя сам Мани обходил вопрос о власти стороной, учение его оказалось в высшей степени политизированным. Признавая единственную иерархию – степень совершенства, достижений в собирании частиц Света, манихейство напрочь отрицало всякую другую – сословную, наследную, имущественную, то есть отказывало в праве на господство элите любого государства той (да и нынешней) эпохи. Даже если не брать в расчет интенсивно ведущуюся пропаганду, самим фактом своего существования манихеи влияли на ориентацию общества. Люди пробудившегося Света, их образ жизни, их знания и высокие личные качества, их нонконформизм кроме неизбежного желания подражать, вызывали у обывателя ощущение ущербности и ничтожности, причем не только его собственной, но и властьпридержащих.
А тот, кто презирает мир, рано или поздно захочет его изменить. Мани не успел. Общины манихеев были разгромлены по всему миру и загнаны в глубокое подполье. Но великие идеи не умирают. Манихейство то исчезает, то снова появляется, но уже под другими именами. Его влияние прослеживается во всех антисистемных движениях со Средних веков и до наших дней. Пройдет немного времени и впитавший антисистемный дух манихейства мятежный Маздак поднимет первое в человеческой истории Красное знамя.
И пусть считают, что манихеев больше нет. Человек лишь в той степени человек, в какой он является манихеем.

http://novecento-66.livejournal.com/2655.html

...И он улыбнулся и сказал мне: "Душа, в которой сила станет больше духа обманчивого,
- она сильна, и бежит от лукавства, и попечением нерушимого спасена, и взята в покой эонов".

Апокриф Иоанна

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 684

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

2

Re: Novecento. Прокляты и забыты

Demetrious пишет:

Я ненавижу этот мир. Мне ненавистен весь подлунный ад, где живые существа копошатся в грязи земной суеты. Где, обуянные гордыней, чудища лезут по головам ближних наверх, чтобы насытить свое тщеславие. Несправедливость, тление и уныние царствуют под безжалостными лучами злобного солнца. Прекратите валяться в грязи материального мира, похрюкивая от удовольствия, как нечистые свиньи.

Отлично сказано. Это слова самого Мани?

Eritis sicut Dii - scientes Bonum et Malum

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 684

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

3

Re: Novecento. Прокляты и забыты

Pleroman пишет:

Отлично сказано. Это слова самого Мани?

Увы, не в курсе... Просто были вынесены как эпиграф к тексту...
Видимо, об авторстве надо спрашивать у запостившего текст блоггера.

...И он улыбнулся и сказал мне: "Душа, в которой сила станет больше духа обманчивого,
- она сильна, и бежит от лукавства, и попечением нерушимого спасена, и взята в покой эонов".

Апокриф Иоанна

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/forum.gnostik.ru/htdocs/include/parser.php on line 738

4

Re: Novecento. Прокляты и забыты

Обсуждение в коммуне ру_гностик: http://community.livejournal.com/ru_gnostik/321754.html

Не ставьте себе закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им...
                                                                                              Евангелие от Марии